Про методики и неметодики
ЛЕЖИТ в колыбели младенец. Рядом сидит мать, читает ему грамматические правила. Отец объясняет законы фонетики. Умильная картинка, не правда ли?
Бред, почти триллер.
Тем не менее. Все мы из поколения в поколение именно так пытаемся учить иностранный язык, теряя впустую по 10 - 15 лет, имея в результате нулевое знание, комплекс неполноценности и стойкую аллергию на предмет.
А обычный, не обделенный вниманием младенец успешно овладевает языком за два года, параллельно осваивая новый для него мир. Причем если он "купается" в четырех языках – заговорит чуть позже, но на четырех.
Почему так разительно отличаются результаты? Дело не только в естественном процессе взросления, главное – несостоятельность существующей системы образования.
Все ныне существующие методики обучения иностранному языку можно разделить на четыре группы.
- Так называемая традиционная. Методикой не является. Преподаватель – помесь дубинки с нянькой. "Вызубри от сих до сих, не сделаешь – накажу, не понимаешь – тупой; не получается – твоя проблема".
- Языковая "ванна". Собственно, никакая это не методика – человек на какое-то время помешается в языковую среду, желательно с невозможностью общаться на родном языке. Оказывается очень эффективной, а иногда и вполне достаточной для освоения диалогового языка детьми, подростками (не всеми) и далеко не многими взрослыми ("стихийными полиглотами"). Для обычного закомплексованного взрослого, воспитанного на зубрежке слов и правил, опасна. Может закончиться нервным срывом.
- Аферисты. Действуют по общей схеме вымогателей: массированная реклама; высокие цены; огромные группы или тиражи (если это - самоучитель").
NB! Но самое главное: вам непременно пообещают мгновенный результат и "совершенное владение языком" без приложения каких-либо усилий.
Милые сограждане!
Главные жертвы аферистов - ленивые!
- Собственно методики. Их достаточно много, все они разные.
Распознать, что перед вами именно методика, в общем, не трудно.
Во-первых, ее целью является не изучение «языка вообще", а решение конкретной задачи – коммуникация, структура, произношение, понимание текста и др. Возможно решение комплекса задач, но обязательно конкретных.
Во-вторых, в методике непременно присутствует психологически обоснованный механизм взаимодействия учителя и ученика, позволяющий решать эту самую задачу. И методист непременно объяснит суть этого механизма.
В-третьих. При помощи методик вы не изучаете язык как объект, а практически овладеваете им. Вы ведь худо-бедно умеете ходить, но вряд ли знакомы с теорией динамики движения.
В-четвертых. Занятия организованы так, что с учителем вы занимаетесь только тем, чего принципиально не можете делать самостоятельно.
В-пятых. Если вам предлагают много уровней обучения – это плохо, а не хорошо. Настоящая методика предполагает только начальный, принципиальный уровень обучения в области конкретной задачи. Учитель делает с вами первые шаги, параллельно учит вас учиться, и вы, став самообучающейся системой, далее развиваетесь в данной области сколь угодно долго.
В-шестых. Настоящая методика принципиально не тиражируется. Это всего лишь инструмент, позволяющий учителю учить, а ученику учиться. По настоящей методике может работать только преподаватель, специально ей обученный!
В-седьмых. Мы неправильно понимаем термин "интенсивный", считая, что это – когда много и быстро. Интенсивно – это с высоким КПД, и потому быстро. Интенсивные курсы всегда требуют точного исполнения требований (количество человек в группе, время и частота занятий и т.д.), иначе интенсивность снижается, и очень большого напряжения. Семь потов сойдет непременно! Другое дело, что не будет усталости, так как психологическая и научная обоснованность методики обеспечивает психологический комфорт.
В-восьмых. Есть такой термин – обучаемость. Чем больше у нас с вами комплексов, тем менее мы обучаемы. А комплексов у нас у всех хватает. Поэтому настоящая методика непременно должна помочь нам расстаться с ними, чтобы сделать вас обучаемым, а затем и самообучаемым.
В-девятых. Настоящая методика систематична и принципиально неразделима на элементы. Попытки ее фрагментарного использования – это подмена живого организма, извините, расчлененным трупом. Поэтому если узнаете из рекламы, что там-то" использованы элементы такой-то методики", значит, там никакой методики и близко нет.
Если какой-то учебник или курс не отвечает всем перечисленным требованиям, то это не методика!
Поэтому, уже придя куда-то и решая, учиться здесь или нет, прислушайтесь к тому, что вам расскажут при первой беседе.
И еще. Всегда можно воспользоваться "правилом мудрого потребителя". Перед тем, как потреблять, побеседуйте с тем, кто уже "потребил''.
Ну, вот и все.
Удачи Вам в плавании по бурному морю предлагаемых образовательных услуг.
Елена Соколова, преподаватель английского языка ЕЦТО "ИNоходец"