Многие из нас сталкивались с такими ситуациями, когда приходилось говорить с иностранцами на английском языке. Попытавшись построить предложение, мы понимали: что-то мешает нам быстро и грамотно сформулировать мысль и произнести ее. В итоге, диалог получался очень короткий и состоял лишь из элементарных фраз. Это и есть языковой барьер, причина которого кроется не только в отсутствии постоянной практики, но также и в психологическом дискомфорте – боязни сделать ошибку в речи.

Для снятия языкового барьера нужно создать приятную атмосферу общения среди студентов. Учащиеся должны почувствовать себя уверенно в диалоге, уметь поддержать разговор на любую тему. Для этого нужно убрать психологическое недоверие к аудитории, расслабиться и настроиться на приятную, непринужденную беседу. Сделать это возможно с помощью специальных дыхательных упражнений и игр для снятия стресса. Такая методика преподавания очень полезна для навыков общения и развития разговорной иностранной речи.

Школьные преподаватели по английскому языку часто просят заводить специальные словари для записи туда новых иностранных слов. Однако это недостаточно для преодоления языкового барьера. Чтобы словарный запас постоянно пополнялся и, самое главное — не забывался, надо много раз проговаривать заученные слова, разговаривать на пройденные темы в диалоговой форме, читать тексты, содержащие эти слова и фразы, слышать и слушать иностранную речь и пытаться ее правильно воспроизвести. Для тех, кому заучивать и произносить слова в традиционной форме обучения скучно, рекомендуется заучивать любимые иностранные песни. Хитов на сегодняшний день больше чем достаточно. Выучить текст на английском языке и спеть его под приятную мелодию будет легко всем. Таким образом, великолепно развивается память на слух и восприятие речи другого человека, так как студенты учатся различать сказанные слова и пытаться их перевести не по отдельности, как в тексте, а вкупе со всей фразой. Также групповые занятия по английскому языку, где преподаватель использует методику пения иностранных песен, полезны еще тем, что на них происходит тренировка правильного произношения и упражнения на снятие напряжения мышц вокруг рта (приспособление к специфике иностранных звуков).

И все же, для того, чтобы заговорить на иностранном языке, нужно научиться на нем думать. Для этого идеальным вариантом будет посещение какой-либо страны, где волей-неволей придется говорить не на родном языке. Такая практика является самой лучшей. Но к такому серьезному испытанию как раз и готовят классические занятия в школе или на курсах. Для того чтобы максимально быстро убрать языковой барьер в общении, а также сформировать достаточный уровень словарного запаса учащихся, преподавателю необходимо терпение и нацеленность на определенный результат. Потенциал каждого ученика вполне возможно разглядеть, если находить индивидуальный подход ко всем желающим овладеть навыками разговорной иностранной речи. Психологи советуют также применять в процессе обучения шутки, тематические развлечения и многое другое. Чувство юмора, как известно, способствует снятию стресса и созданию благоприятной атмосферы, располагающей к общению.

Языковой барьер преодолеть не так уж и трудно, как кажется на первый взгляд тем, кто только решился изучать иностранные языки. Помощником в этом деле будет, в первую очередь, желание научиться общаться на другом языке и собственная инициатива. Не менее важна правильная методика преподавания, включающая в себя не только способы передачи грамматических знаний и навыков речи, но и личностно-ориентированный подход к учащимся и знание психологии обучения человека в любом возрасте.
...

Учим Языки (u4yaz.ru) — онлайн сообщество для изучения иностранных языков, в форме открытой базы знаний. Получайте помощь в изучении языка. Английский для начинающих и продвинутых.
Узнайте как выучить английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и другие иностранные языки вместе с нами! Повышайте свой уровень английского и других иностранных языков.